rottenkepken: (Старик Плисецкий)
[personal profile] rottenkepken
Интересная обзорная статья с Nippon.ru (которую я в 2015-м прошляпил, а теперь пусть она будет лежать тут, чтобы больше не потеряться)

Эволюция японских аниме о юных ведьмочках от «Сэйлор Мун» до наших дней.
(Сугава Акико, доцентка Университета Йокогама, специализируется в области медиа (аниме) и гендерных вопросов. Закончила аспирантуру факультета кинематографии и телевидения Уорикского университета и получила степень доктора философии, автор книг «Девочки и магия: проявления девочек-колдуний и вкусов женской аудитории в Японии/Girls and Magic: Representations of Magical Girls and Japanese Female Viewership», 2013)




Нашествие волшебниц на японском телевидении (1960-е)

Верите ли вы в магическое превращение неуклюжей, ничем не примечательной девочки, ненавидящей учёбу и спорт, в сильную и привлекательную волшебницу, мужественно сражающуюся с врагами?

Всемирная популярность мультфильма о прекрасной воительнице «Сэйлор Мун» сделала известным в 1990-е годы в Японии и за её пределами образ юной ведьмочки (махо-сёдзё) в оригинальной одежде и макияже, отважно сражающейся с врагами с помощью волшебной палочки и других волшебных вещей. Подобные аниме начали появляться ещё в 60-е годы ХХ века, в период расцвета японской телевизионной мультипликации, однако образы героинь того времени разительно отличались от современных воинствующих волшебниц.

Обратимся к истории интересующего нас вопроса. Первая юная волшебница появилась на телеэкране в 1966 году в известном мультсериале «Ведьма Салли». Переместившуюся в наш мир принцессу Салли из волшебного королевства ждёт множество приключений.

Считается, что это аниме было создано под влиянием популярного американского ситкома «Моя жена меня приворожила» (Bewitched), главная героиня которого, молодая красавица-ведьма Саманта, выходит замуж за обычного человека, расцвечивая повседневную жизнь невиданными красками. По одной из версий, выход в 1965 году фильма «Мэри Поппинс» о прилетевшей с неба няне-волшебнице также послужил стимулом для создателя аниме «Ведьма Салли». Таким образом, японская ведьмочка Салли обязана своим появлением наличию предшественниц в западной культуре.

Подобно ситкому «Моя жена меня приворожила», аниме о Салли – это комедийный сериал, в котором каждая серия имеет самостоятельный сюжет. Истоки концепции использующей заклинания ведьмы лежат в образе традиционной волшебницы христианского мира. Появление пришедшей из незнакомого волшебного королевства ведьмочки Салли, изменяющей окружающий мир, обзаводящейся друзьями и постепенно приживающейся среди людей, можно воспринимать как метафорический образ Японии в период интенсивного экономического роста, характерной особенностью которого является распространение элементов европейского образа жизни.

Образ девочки-волшебницы махо-сёдзё получил развитие в последовавшем за «Ведьмой Салли» аниме «Секрет Акко-тян» (1969-70 гг.), главная героиня которого с говорящим именем Кагами Ацуко (в японском языке присутствует игра слов-омонимов: кагами – «зеркало» и фамилия маленькой героини) наделяется магической силой в награду за добрые дела. Чтобы отблагодарить бережно обращающуюся с домашним зеркалом девочку, дух зеркала дарит ей крохотное зеркальце, позволяющее Акко-тян превращаться в других людей и животных. Таким образом, в японской культуре сформировались два прототипа волшебниц – настоящая ведьмочка из волшебного королевства, устраивающая переполох в мире людей (Салли), и обычная девочка, использующая приобретённое при определённых обстоятельствах волшебство.

Энергия и кокетство в эпоху освободительного движения (1970-е)

Хитами 70-х годов становятся аниме «Маленькая волшебница Чаппи» (1972) и «Кудесница Мег» (1974-75), сюжетная линия которых развивается на основе появления волшебницы в мире людей, то есть по типу ведьмочки Салли. После выхода аниме о Мег за юными волшебницами окончательно закрепляется прозвище мадзёкко (юная ведьмочка). Мег – одна из кандидаток на пост королевы волшебного мира. Как и её соперница Нон, Мег отправляется погостить в семьях ведьм, вышедших замуж за простых людей, для прохождения курса обучения. Отличительными особенностями данного аниме можно назвать наличие нескольких главных персонажей (соперниц), отсутствие ярко выраженного национального характера, а также такое явление, как кокетство (сексуальный оттенок).

Развитие сюжета, по которому очутившиеся в европейском городе две разные по характеру ведьмочки то соперничают друг с другом, то объединяются для совместной борьбы и постепенно сближаются, стало по-настоящему революционной новинкой в мире аниме для девочек. В отличие от фильмов для мальчиков, тема дружбы девочек затрагивалась до тех пор лишь в сериалах и аниме, посвящённых спорту и стойкости духа (супокон). Кокетство героинь, отличное от рассчитанной на мужской пол сексуальной привлекательности и описываемое как собственная личная сила девочек, было положительно встречено аудиторией в том числе благодаря созвучности с женским освободительным движением 70-х.

Взросление персонажей и укрепление роли женщин в обществе (1980-е)

Если раньше аниме о юных ведьмочках появлялись на свет преимущественно благодаря TOEI ANIMATION, в 80-е годы развитием данного жанра стали заниматься и другие студии. Вышедшие в свет новинки «Принцесса-волшебница Минки Момо» (1982) и «Волшебный ангел Крими Мами» (1983-84) покорили сердца не только девичьей аудитории, но и мужской половины населения. Несмотря на то, что Момо и Мами относились к разным прототипам (первая представляла собой попавшую в мир людей ведьмочку, вторая – овладевшую волшебством девочку), приключения обеих героинь развивались по похожему сценарию – превращению во взрослых с помощью волшебной силы. 12-летняя Момо, принцесса волшебной звезды Фенаринарса, превращается во взрослую женщину, чтобы решить проблемы, препятствующие людям вспомнить о своих стремлениях и мечтах. В конце концов она утрачивает волшебную силу и гибнет в автокатастрофе (при этом оказывается, что всё предшествующее повествование – сон Момо, продолжающей жизнь в качестве земной девочки).

Героиня аниме «Волшебный ангел Крими Мами» 9-летняя Ю получает волшебную силу на один год. Повзрослевшую с помощью волшебства Ю внезапно приглашают выступать на сцене и она дебютирует под псевдонимом «Крими Мами». В это время в Ю (то есть в Мами, волшебную ипостась Ю) влюбляется нравившийся ей друг детства Тосио, и девочка попадает в удивительный любовный треугольник с участием самой себя как в подлинном, так и в волшебном обличье. Мами успевает жить в обеих мирах, то превращаясь в поп-звезду, то в обычную младшеклассницу, используя выступления на сцене как возможность самовыражения, однако в конце концов утрачивает волшебство и принимает себя такой, какая она есть.
Девочку манит привлекательный мир взрослых, однако оказывается, что всё время быть взрослой тоже не так-то просто. Волшебство помогает Ю принять себя и овладеть способами самовыражения не столько за счёт опыта превращения во взрослую девушку, сколько благодаря ощущению своей способности быть взрослой.

80-е годы, известные под названием «эпоха женщин», ознаменовались появлением Дои Такако, впервые в истории Японии занявшей пост председателя Социалистической партии, а также таких деятелей культуры, как певица Мацуда Сэйко и девичьей рок-группы PRINCESS PRINCESS. Введение в действие Закона о равных возможностях при трудоустройстве в 1985 году, означавшего открытие новой эры гендерного равенства, вдохнуло в женщин надежду на будущие перспективы. В этом смысле образ девочек-волшебниц, преодолевающих пропасть между идеальным образом «старшей подруги» и своей подлинной сущностью с помощью волшебства, и постепенно начинающих положительно воспринимать собственную красоту и сексуальность, в определённом смысле являлся отражением окружающей их эпохи перемен.

«Сэйлор Мун» – прекрасные воительницы как символ девичьей энергии (1990-е)

1990-е годы – время выхода в свет аниме «Сэйлор Мун» (1992-97), распространившего по всему миру образ юной волшебницы, превращающейся в воительницу с помощью красивой одежды, украшений и излучающей магическую энергию волшебной палочки для борьбы с врагами. Главная героиня Усаги, показанная в начале повествования простой девочкой, получившей магическую силу, впоследствии оказывается настоящей волшебницей – переродившейся принцессой Луны. «Сэйлор Мун» не только сочетает в себе оба прототипа персонажей и развёртывает повествование с участием не одной, а пяти главных героинь, но и затрагивает широкий спектр тем – от использования переодевания как средства превращения до борьбы с врагами и даже материнства.

В 90-е годы, отмеченные победным шествием сериала «Сэйлор Мун», в котором использован формат сериалов о супергероях «Космический сыщик» (Утю кэйдзи) и «Супер Сэнтай», в западной музыкальной культуре на фоне усиления роли женщин набирали популярность песни женщин-исполнителей, воспевающие женскую силу в духе феминизма. Юные воительницы «Сэйлор Мун» не полагаются на помощь мужчин в борьбе с врагом (содействие «незнакомца в маске» постепенно исчезает вместе с развитием сюжетной линии) и становятся настоящим символом «женской силы» в Японии.
Несмотря на воинственный характер, внешний вид героинь аниме в школьной форме с матросским воротничком, украшениями, маникюром и длинными волосами, меньше всего подходил для борьбы с врагами. В отличие от Камен Райдера и Супер Сэнтая, меняющих обличье для повышения собственной мощи, девочки-волшебницы подчёркивали такие женственные черты, как красота и сексуальность. Гармоничное сочетание женских качеств с проявлениями силы и твёрдости сумело разорвать сложившиеся устои и устранить распространённое до тех пор мнение о взаимоисключаемости таких понятий, как красота и сила.

В качестве особенностей «Сэйлор Мун» следует отметить линию любовных взаимоотношений между Усаги и Тиба Мамору и метафору взращивающей детей (Тибиуса и Тибитибимун) матери, составляющие важное отличие между западными и японскими ведьмочками.

Диверсификация образа махо-сёдзё в эпоху равенства полов (2000-е)

После выхода аниме «Сэйлор Мун» образ прекрасной ведьмочки-воительницы приобрёл устойчивые характеристики и послужил основой для создания как произведений аналогичного жанра, так и пародий. Сюжет сражающихся девочек-учениц средних классов нашёл продолжение в отметившем десятилетие в октябре 2014 года сериале «Прикюа» (PreCure), а в более поздних, транслирующихся в ночное время аниме – «Девочка-волшебница lyrical Наноха» (2004-07), «Девочка-волшебница Мадока Магика» (2011), «Солнце пронзает иллюзии» (2013) и «Fate/kaleid liner Prisma Illya» (2013) раскрываются такие неподвластные детским сериалам о ведьмочках вопросы, как плата за обладание волшебной силой, тема жизни и смерти и абсурдность человеческого бытия, то есть не что иное, как тёмные стороны воинствующих волшебниц.

В то же самое время выходят аниме-сериалы о традиционных волшебницах – «Отряд волшебниц Алисы» (2003-04) и прославившийся на весь мир благодаря Интернету хит «Академия ведьмочек» (2013), в которых простые земные девочки воздействуют на владеющих магией волшебниц, разъясняя им ценность возможности иметь стремления и мечты.

Сила, красота и материнский инстинкт западных героинь

Изучив эволюцию аниме о юных волшебницах, сражающихся с проблемами различного масштаба, начиная от повседневных неприятностей и до спасения Земли, можно заметить объединяющую их сюжетную линию – процесс взросления девочек младшего и среднего школьного возраста при содействии магической силы. Аналоги данных аниме существуют и в западных странах – сериал о превратившейся в ведьму девочке «Сабрина – маленькая ведьма» (Sabrina the Teenage Witch), созданный по типу «Ведьмы Салли», сериал «Баффи – истребительница вампиров» (Buffy the Vampire Slayer) и мультипликационный телесериал «Чародейки» (W.I.T.C.H.), созданные под влиянием «Сэйлор Мун», и другие истории о юных ведьмочках.

Интересно отметить, что до наступления эпохи подобных аниме привлекательность юных девушек зачастую изображалась в сочетании с неустойчивостью подросткового периода и носила скорее отрицательный характер (фильмы ужасов «Изгоняющий дьявола», «Кэрри» и пр.). Для изображения женской силы использовались не девочки-подростки, а взрослые женщины, героини аниме-сериалов «Чудо-женщина», «Зена – королева воинов» и сериала на основе компьютерной игры «Лара Крофт: расхитительница гробниц», которые являлись обладательницами не только такого мужского качества, как сила, но и делавшей их привлекательных для противоположного пола сексуальности.
Популярная со времен «Сэйлор Муна» тема материнства практически отсутствовала в западных сериалах и аниме о девочках-волшебницах, считаясь табуированной с точки зрения местной культуры, однако в японских аниме про сильных ведьмочек-красавиц линия столь естественного для женской природы материнства гармонировала с традиционным распределением гендерных ролей и не представляла угрозы мужской сущности.

Ностальгия и протест

Изначально японские аниме жанра махо-сёдзё развивались под влиянием образов западных волшебниц, однако последующее привнесение таких характеристик главных персонажей, как красота, сила и материнский инстинкт сформировало гибридный образ, отличный от западных аналогов. Проникновение этого образа в западную культуру привело, в свою очередь, к появлению новых произведений о юных ведьмочках, созданных по образцу японского «Сэйлор Муна».

Каковы перспективы развития аниме жанра махо-сёдзё? Судя по 11-му сезону «PreCure» (Happiness Charge PreCure), прежде всего, это ностальгия. Ностальгия по возрождению образа женщины, которая не только обладает силой и красотой, но и ощущает себя особенной и единственной в мире принцессой. Второе направление – это протест против сложившихся устоев с помощью отказа от гетеросексуальности во имя складывающихся в ходе совместной борьбы романтических взаимоотношений двух женщин в сериале «Девочка-волшебница Мадока Магика». Данная концепция уже получила развитие в сюжетах пародийного и комического жанра, описывающих превращение мальчика в юную ведьмочку.

Иными словами, японские аниме махо-сёдзё представляют собой богатое поле для исследований трансформации гендерной концепции в Японии с помощью такого неожиданного материала, как сериалы о воинственных девочках, обладающих магической силой.
(nippon.ru)

RK-Summary: Во-первых, кто теперь скажет, что "они просто дружат, а остальное выдумки юриализма" - вы теперь знаете, на что ссылаться; во-вторых, статья вышла ещё в январе 2015-го, но очень точто указала тренд - связку "сёдзё-ай + самый кровавый жанр", что вот прямо сейчас мы и наблюдаем на примере "Mahou Shoujo Ikusei Keikaku" и "Изетты" (а до того - у "Юки Юны") - так что готовьте валидол для нервов и полиэтилен для клавиатуры, ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.



Date: 2016-12-02 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] mayday-eight.livejournal.com
Роттен, даже не знаю как вас по батеньке благодарить, за статью!)

Date: 2016-12-02 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] volsh.livejournal.com
Спасибо за статью. Первую половину прочел с интересом (т.к. сам только "ведьму Салли" смотрел). Вторую тоже, но там уже материал знаю, так что заметны упрощения и подгонка под тему статьи.

А тренд на самый кровавый жанр задала Мадока своими астрономическими рейтингами и продажами. Так что увидеть его спустя 4 года после выхода сериала - не очень сложно. :)
З.Ы. Что касается "недокажете", то опять же - чистая подгонка. Девочка+девочка после СМ в каждом втором махо-седзе, так что с трендом автор промахнулась примерно на 20 лет.

Date: 2016-12-02 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rotten-k.livejournal.com
Тренд был задан в финале первого сезона Сэйлор Мун и подхвачен в Нанохе. Другое дело, что с позиции послезнания 2016-го, оно, конечно, очевидно, что Мадока не стала исключением.

Что касается "не докажете", то демонстративный отказ от гетеронормативности глав.героинь был задан третьим сезоном Нанохи в 2007-м (сцена прощания с Юно кра-а-айне показательна), а вот доведён до ума таки да, в Мадоке - так что никаких подгонок, всё чётко.

На этом разговор прекращается, извините.

Date: 2016-12-02 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] rotten-k.livejournal.com
Ну т.е., конечно, если рассматривать по уму, то там придётся ещё и овашку Black Rock Shooter вспоминать, благо она была за полгода до Мадоки, а если совсем-совсем по уму - так и Heartcatch Precure, и параллельные жанры, а потом всё это увязывать с культурной ситуацией - короче, надо будет писать "Краткую историю".

Date: 2016-12-03 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] volsh.livejournal.com
Сейлормун - категорически нет. Там ни крови, ни мучений, ни-че-го связанного с реальным боем. Да, в конце сезона они умерли... чтобы тут же воскреснуть. Чистая сказка, причем достаточно избитая. Более того, ни в одном последующем сериале это подхвачено не было, так что ни о каком тренде говорить в принципе не приходится.
Вот Наноха как триггер - вполне возможна. В ней тоже не было ни грамма жестокости, но она вывела махо-седзе в боевик и реалистичность, и когда-нибудь это должно было дорасти. Вот и доросло в Мадоке, благо режиссер один и тот же. Но именно Мадока показала коммерческую успешность (а значит и применимость для масс-медиа) "темного" махо-седзе. Как доказательство - между Нанохой и Мадокой нет ни одного подобного сериала.

Насчет "недокажете": подумал, пересмотрел и наверное соглашусь, Наноха - первое махо-седзе с железобетонной юри-линией главной героини.

Date: 2016-12-03 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] rotten-k.livejournal.com
Ну вот пишет человек

ни в одном последующем сериале это подхвачено не было

- и на этом как бы всё с человеком понятно.

Я второй раз напишу, что разговор окончен, а вы уж не сочтите за труд - прочтите и поймите эти слова правильно: разговаривать с вами, а тем более что-то вам объяснять, у меня нет ни малейшего желания.

Date: 2016-12-03 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] volsh.livejournal.com
Что ж, значит перехожу в рид онли. Пишите вы хорошо, жаль, что общаетесь не очень)

Date: 2016-12-03 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] rotten-k.livejournal.com
Мне лень в стотысячный раз объяснять одно и то же людям, которые пишут штампами, вот и всё.

А так-то вэлкам, чо.
Edited Date: 2016-12-03 06:45 am (UTC)

Date: 2016-12-02 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] krq55.livejournal.com
Все это ещё в Май-Химе было и не только. А Мадока своей популярностью и продажами (с тех пор так и не вышло аниме с большими продажами) дала основание продюсерам давать ход похожим проектам. Типа как Евангелион в свое время.
Хотя и личные заслуги у Мадоки также есть:)

Date: 2016-12-02 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] rotten-k.livejournal.com
Маи Химэ шла параллельно с Нанохой и тоже не была первой.

Date: 2016-12-03 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] volsh.livejournal.com
Начать с того, что Май-Химе - это не махо-седзе. :)
Хотя их часто путают, но... Махо-седзе и Санрайз, вы серьезно? Во всем махо-седзе линия героини заключается в кризисе самореализации и выхода из него. На изменении характера после помещения в "зону боевых действий". В Mai-Hime этого нет. Да там даже нет ни одного обязательного элемента махо-седзе: хеншина, маскота, ключ-фразы и т.д.
З.Ы. Собственно, даже на MALе указано, что это не махо-седзе.
https://myanimelist.net/anime/98/Mai-HiME?q=Hime

Date: 2016-12-02 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tomoboshi.livejournal.com
Отлично, спасибо!
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] osenny_list сослался на вашу запись в своей записи «Иванов-Петров О МНОГОМ. КОММЕНТАРИИ (http://osenny-list.livejournal.com/1069929.html)» в контексте: [...] ю предшественниц в западной культуре. Сугава Акико http://rotten-k.livejournal.com/3284905.html [...]

Profile

rottenkepken: (Default)
rottenkepken

December 2016

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 10:49 am
Powered by Dreamwidth Studios